На этой странице вы можете скачать или посмотреть справочный материал.
Имя файла | Описание | Дата последнего изменения |
---|---|---|
plan-besedy.docx | План беседы с предками - скачать | 2021-11-03 16:22:21.806956 |
plan-besedy.html | План беседы с предками - посмотреть | 2021-11-03 23:11:04.410344 |
В поиске информации о жизни предков большую роль играют беседы со старшими родственниками. На что стоит обратить внимание при такой беседе: примерный план (с просторов интернета).
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ОБСУДИТЬ
I. Детство – ранняя юность.
Блок
«Семья».
1. С кем жили (родители,
бабушки-дедушки, братья-сестры, дяди-тети,
вообще родичи, ощущение семьи и
близких).
2. Кто чем занимался: профессии,
переезды по месту работы, домашние дела.
Если помнят, спросить о сословии предков,
о собственности до революции.
3. Кто
что любил/не любил, взаимоотношения,
конфликты, примирения, разрывы отношений.
Разводы и повторные браки, внебрачные
дети. Кто был особенно близок.
4. Кто
умер рано. Вообще потери. Состояние
здоровья, несчастные случаи.
5.
Праздники – как отмечали. Вообще значимые
события (что казалось значимым).
6.
Семейная память о социальных событиях
(и отношение к ним), которые повлияли на
семью, – Первая мировая война, революция,
гражданская война, коллективизация,
индустриализация, Отечественная война,
репрессии, оккупация, всеобуч, гонения
на религиозность, отрицательное отношение
к богатству и собственности и пр.
Изменение уклада жизни.
7. Военное и
послевоенное детство.
8. Семейные
реликвии – что сохранилось (иконы, часы,
вышивка, старые фото, документы, награды,
украшения, игрушки и пр.).
Блок «Место
детства».
1. Где жили (населенный
пункт, улица, соседи).
2. Чем известно
место. История места.
3. Как освоено
место: где гуляли, ходили (дороги,
лес/горы, водоемы, сады, пастбища).
Кладбища, заброшенные церкви.
4.
Какие-то особые «секретные» места.
Блок «Быт».
1.
Что ели/пили, где добывали пропитание,
где брали воду. Карточная система. Голод
1920-х гг., голод 1946-47 гг. Вообще достаточность
питания.
2. Одежда, обувь, где добывали
(шили, делали сами и пр.).
3. Деревенские
приспособления в быту.
4. Как
распределялось пространство дома: кто
где спал, где ели, где хранили одежду,
где делали уроки, было ли электричество.
5.
Домашние животные (особенно для
деревенских).
Блок
«Занятия».
1. Домашние обязанности,
работа в колхозах.
2. Учеба (школа/училище,
где находились, учителя, одноклассники,
любимые предметы).
3. Пионеры, комсомол,
общественная нагрузка.
4. Спорт.
5.
Каникулы.
Блок «Отношения
со сверстниками».
1. Друзья/враги.
2.
Ссоры, драки, примирения, игры.
II. Юность - зрелость.
Блок «Учеба
и профессия, занятия».
1. Получение
образования (почему выбрали то или иное
учебное заведение, нужно ли было уехать
из дома). Нарушение/поддержание семейных
традиций в профессиональной сфере.
2.
Расставание с домом, жизнь на новом
месте (если), новые друзья, обязанности,
встречи, путешествия.
3. Служба в
армии.
4. Круг чтения, интересов.
5.
Участие в значимых для страны событиях
(Целина, БАМ, другие стройки и пр.).
6.
Спорт.
Блок
«Семья».
1. Создание собственной
семьи. Дети.
2. Отношения с родителями,
связи с другими родственниками,
переписка.
3. Жилье (жилищные условия,
бараки/коммуналки, получение квартиры,
покупка участка земли, строительство
дачи).
4. Быт, изменения быта (отмена
карточек, покупка машины, холодильника,
стиральной машины, телевизора).
5.
Деньги и денежные реформы.
6. Отпуск
– как и где проводили.
7. Выезды за
границу.
8. Медицина.
9. Семейные
традиции. Сохранение семейных реликвий,
семейного архива.
10. Реабилитация
репрессированных родственников.
Блок «Место
работы, карьера».
1. Места работы,
профессиональные достижения/провалы.
2.
Смена мест работы. Сослуживцы.
Начальники/подчиненные.
3. Влияние
политики партии, происхождения на
карьеру (аккуратно).
4. Награды,
звания.
5. Выезды за границу по работе.
Общение с иностранными партнерами.
Блок
«Советское общество».
1. Отношение
к Сталину, Хрущеву, Брежневу, КГБ,
диссидентам.
2. Социальные ценности.
3.
События: полет в космос, субботники,
праздники (1 мая, 7 ноября) и пр. Чувство
общности.
4. Начало празднования Дня
победы.
Блок
«Война».
1. Участие членов семьи
в войнах (в т.ч. в Афганской).
2. Сохранение
в семье памяти о войне (письма, награды,
фотографии). Передача материалов в музеи
и пр.
3. Поиск предков, участвовавших
в войнах.
4. Школьное поисковое движение
в 1970-х гг.